Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Тенденции
— налоговые каникулы (полное или частичное освобождение от налогов на срок 5-20 лет);
— инвестиционные скидки (снижение налоговых ставок);
— налоговый кредит (вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов фирмы, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений);
— ускоренная амортизация (большая часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения);
— инвестиционные субсидии (разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов);
— льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные ставки таможенных пошлин (исключение из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, введение системы условно беспошлинного ввоза) – используются для экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой.
Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), которые представляют собой зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот. В зависимости от вида деятельности различают пять типов зон: пределы национальной таможенной территории, промышленно-производственные зоны, технико-внедренческие зоны, сервисные зоны, комплексные зоны.
Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфраструктуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех видов зон: внешнеторговые, налоговые, финансовые, административные льготы.
В целом наличие только одних льгот не является достаточным стимулом для привлечения капитала в СЭЗ. Необходимы также и иные факторы, составляющие понятие инвестиционного климата: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы и т. д.
СЭЗ призваны способствовать созданию более благоприятного климата для иностранных инвесторов на определенных территориях страны. В Российской Федерации первые СЭЗ начали образовываться в конце 1980-х гг., т. е. в эпоху СССР. Основной целью создания СЭЗ в тот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания СП и СЭЗ. К сожалению, Союзная программа по созданию СЭЗ не была реализована.
В 1990-1991 гг. формально было создано 11 СЭЗ, среди которых оказались целые края и области. К сожалению, зоны, о создании которых было объявлено, не сыграли той роли, на которую можно было рассчитывать. Однако некоторые шаги по использованию этой формы привлечения иностранного капитала предпринимаются.
В настоящее время на Федеральном уровне существует более десяти свободных экономических зон, большая часть из которых была создана в начале 1990-х гг. и сегодня реально функционирует скорее на бумаге, чем на деле. Наиболее экономически развитыми СЭЗ в России являются «Находка» и «Янтарь».
СЭЗ «Находка» была создана в октябре 1990 г. Основными целями ее создания послужили: развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условия для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока. В СЭЗ зарегистрировано несколько сотен предприятий с иностранными инвестициями, причем более половины из них на Дальнем Востоке.