Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)
До определенного времени считалось, что США обладает бесспорным преимуществом в капитала, но Василий Леонтьев, проанализировав структуру экспорта США за 50-е гг., пришел к выводу: США экспортируют более трудоемкую, а импортируют более капиталоемкую продукцию – парадокс Леонтьева.
Специалисты в области внешнеторговых отн-ий: факторы, влияющие на структуру мировой торговли и торговли отдельных стран, многообразны и имеют очень подвижный характер, их виляние в различные периоды неоднозначно:
с увеличение доходов доля расходов на продовольствие в структуре потребления снижается, это влияет на структуру торговли: доля обрабат. пром-ти увеличивается, след., выигрывать от межд. торговли будут производители данных отраслей
развитие факторов пр-во происходит неравномерно, след., в более выгодных условиях находятся страны, к-ые обладают значительным капиталом и квалифицир. раб. силой, но может появиться «голландская болезнь» (проблема была связана с активной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море. Создавалось впечатление, что с ростом добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный газ) на мировом рынке даже усиливал эту тенденцию. Объяснение этой ситуации вытекает из теоремы Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышленности сократился.)
в мировой торговле увеличивается роль и доля тех стран, к-ые производят наукоемкую продукцию, под влиянием НТП происх. модификация факторов, к-ые определяют величину сравнит. издержек.
М. Портер, исследуя конкурентные преимущества, считал, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны. Успех на внеш. рынке зависит от правильно выбранной стратегии, на выбор стратегии влияют структура отрасли (т.е. особенности конкуренции в ней) и позиция, к-ую занимает фирма в отрасли. Позиция определяется конкурентным преимуществом (это более низкие издержки, дифференциация товара, широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли: фирма должна решить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать).
Типовые стратегии:
Конкурентное преимущество | ||||
Меньшие издержки |
Дифференциация | |||
Сфера конкуренции |
Широкая цель |
Лидерство за счет экономии на издержках |
Дифференциация | |
Узкая цель |
Сосредоточение внимания на издержках |
Сфокусированная дифференциация |
В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определяются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и вся цепочка ценностей (цепочка ценностей фирмы – это система видов деятельности, между которыми существуют связи, управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества). В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конкурентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностроения большое значение имеют развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.
Существуют преимущества низшего уровня (но при них эффект масштаба быстро исчезает) и более высокого уровня.