Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)
М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особенностей конкуренции:
• множественно-национальные отрасли, для которых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному
• глобальные отрасли, где получение конкурентного преимущества приобретает особо важное значение в связи с возможностью его всемирного использования, здесь необходимо вырабатывать и внедрять единый подход к продаже продукции во многих странах.
М. Портер выделяет два способа достижения и использования конкурентного преимущества при глобальной стратегии:
1. Конфигурация деятельности, т.е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их особенности.
2. Координация деятельности филиалов, к-ая способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.
М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех: параметры факторов пр-ва, условия (параметры спроса), родственные и поддерживающие отрасли, также важным детерминантом является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Также важны случайные события, роль правительства.
ВОПРОС 19
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики:
изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
изменение объема экспорта и импорта;
изменение структуры внешней торговли;
обеспечение страны необходимыми ресурсами;
изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Основные направления внешнеторговой политики:
политика свободной торговли: государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Гос-ва заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. П-кие последствия: становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. П-ка свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
протекционизм: — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции, исключается свободное действие рыночных сил. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства, сокращается безработица. Но слишком длительное применение может привести к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции. Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Инструменты внешнеторговой п-ки:
тарифные ограничения: тамож. пошлины и тамож. тарифы. Тамож. пошлины делятся на экспортные, импортные, транзитные. Пошлины и тарифы выполняют функцию налога и утверждаются на уровне гос-тв или торговых союзов. Тамож. пошлины чаще всего являются адвалорными (ударение на «о»), т.е. их величина рассчитывается в % от стоим-ти облагаемого товара. Существуют и специфические пошлины (устан-ся в форме твердых ставок за единицу товара), и комбинированные. В зависимости от режима, к-ый принимает гос-во, ведя внешнеторг. п-ку, изменяются тамож. пошлины и тарифы. Режимы: режим наибольшего благоприятствования, преференциальный, режим беспошлинной торговли (в наименее развитых странах). Импортные пошлины выгодны только в короткий временной период.