Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Мировой опыт развития и использования Интернет-..технологий
Приоритетом в области создания и развития Интернет-технологий издавна обладают США. Интернет здесь появился в конце 1960-х годов в условиях «холодной войны» в рамках разработки министерства обороны США в области создания системы управления стратегическими ядерными объектами, устойчиво функционирующей в условиях ракетно-ядерной атаки. После второй мировой войны стало совершенно очевидно, что военное превосходство как метод достижения геополитических задач имеет определенные ограничения, постепенно происходит переключение внимания с достижения чисто военного превосходства на достижение превосходства экономического, а позднее – технологического. США очень быстро осознало данную проблему и направили силы на ее решение[6].
В 1957 году было создано ARPA (Advanced Research Project Agency – Агентство передовых исследовательских проектов), переименованное в 1972 году в DARPA (Defense Advanced Research Project Agency – Агентство передовых оборонных исследовательских проектов). На первом этапе своей деятельности Агентство занималось разработками в области космических исследований, но очень скоро интерес сместился в сторону в сторону компьютерных и сетевых технологий. Агентство выдвинуло ряд перспективных инициатив. Одна из них – создание коммуникационной системы, которая была бы неуязвима для ядерного удара. Такая система делала сеть независимой от командного центра и давала возможность отдельным сообщениям проходить по своим путям в сети, собираясь в значимые сообщения в любой его точке. В результате работы Агентства были направлены на создание Сети с коммуникацией пакетов информации. Таким образом, сетевые технологии в 60-е годы ХХ века предназначались в основном для нужд военно-промышленного комплекса.
В 1969 году была создана сеть ARPANET, появился первый документ RFC (Request for Comment), который затем определил принцип работы протоколов Интернета. Оформление самого Интернета в технологическом смысле произошло в 1970-х годах, а в 1980-х ARPANET окончательно трансформировалась в Интернет. К середине 1990-х годов Интернет превращается в глобальное информационное пространство. В 1991 году была создана основная услуга Интернет – Всемирная Паутина (World Wide Web) как единое информационное пространство.
С 1993 года к Интернету обращается бизнес и средства массовой информации, затем начинается активное коммерческое использование Интернета. Одновременно идет быстрый и конструктивный процесс интернационализации Сети, все новые и новые страны подключаются к ней.
Сегодня экономическое лидерство США во много определяется их технологическим и информационным преимуществом перед другими странами. США в конце 1990-х годов владели приблизительно 40% компьютерной мощи мира, по числу компьютеров на одного занятого и по доле семей, использующих Интернет, они в 2-3 раза превосходили Японию и страны Западной Европы[7].
Традиционное лидерство США в области Интернет-технологий затрудняет европейским и другим технологичным фирмам выход на рынок. Кроме того, именно в США находятся лидеры мирового уровня в этой области: Microsoft, Cisco, Dell. Доля информационной продукции в ВВП США составляет 10%, в то время как в Японии эта доля составляет 6,5%, а в Европе – 4%.
Одним из препятствий на пути развития рынков Интернет-технологий в Японии и Европе остается меньшая степень мобильности рынков факторов производства (труда и капитала) по сравнению с США.
Итоги последних лет не стали для мирового рынка ИТ-услуг ни великой радостью, ни разочарованием. Рост в этом секторе составил, по различным экспертным оценкам, от 6% до 10%. Эти показатели, по крайней мере, позволяют говорить о том, что рынок явно оправился после спада 2002 года, когда Gartner зафиксировал снижение роста на 0,3%.
По оценкам Gartner, мировой рынок ИТ-услуг в 2005 году вырос на 6,2%. Его оборот составил $569 млрд., при том что по итогам 2004 года этот показатель достигал $536 млрд. Нужно отметить, что еще в 1 полугодии 2005 аналитики спешно сократили ранее прогнозируемые показатели роста в этом секторе в перспективе до 2008 года — с 6,1%, 7,1% и 7,8% в 2006, 2007 и 2008 гг. соответственно до 3,5%, 5,2% и 6,3%. Причиной подобных поправок в тот момент стали явно слабые финансовые результаты поставщиков ИТ-услуг и вялое развития рынка ИТ в целом. А малый показатель возврата инвестиций от предыдущих затрат на ИТ, предположительно, должен был привести к большей сдержанности компаний-заказчиков в своих инвестициях. В итоге общий оборот рынка ИТ-услуг в 2005 году по обновленным прогнозам должен был составить $555,2 млрд[8].
В свою очередь эксперты IDC также были вынуждены понизить свои прогнозные оценки темпов роста мирового рынка ИT-услуг, констатируя, что в 2002-2004 в этом секторе столкнулись с гораздо большими трудностями, чем можно было предвидеть ранее. Пересмотрев свой прогноз на ближайшие 5 лет, IDC в начале 2005 года утверждала, что расходы на ИT-услуги в мире вырастут к 2009 году до $672 млрд., а среднегодовой темп роста (CAGR) составит 10,6%.