Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Организационно-экономические функции (продолжение).
I этап осуществления работы, связанный с ознакомлением с международными рисками и рынками иностранных партнеров.
В рамках этого этапа экспортно-ориентированные предприятия и внешнеторговые посредники, сферой деятельности которых является именно этот комплекс функций, изучают исходные данные для первичного анализа рынка. Эта работа строится на отработанных международных методиках, которая определяет последовательность изучения/первичного анализа рынка и основные позиции, подлежащие такому анализу. Первичный анализ международных рынков и рынков иностранных партнеров дает возможность принять последующее решение по целесообразности оперативного планирования процессов внешнеторговой деятельности. В рамках первичного анализа внешних рынков рассматривается 8-10 основных позиций, каждая из которых устанавливает значение характеристики на основе использования весовых функций/коэффициентов. Исходя из международной методики, применяют соответствующий предел весовых коэффициентов от –2 до +2 [-2; -1; 0; +1; +2].
1. Прежде всего необходимо оценить торгово-политическую обстановку регионального или национального товарного рынка. Это делается на основе установления наличия существующих торговых или торгово-экономических соглашений со страной предполагаемого импортера или группой стран, на территории которой сосредоточен международный региональный рынок. Это оценивается по 4 коэффициентам, соответствующим или отсутствию торговых контактов (а значит и отсутствию торговых договоров между странами), что указывает на самую неблагоприятную ситуацию для экспортера, поскольку правовая основа регламентирования ввоза продукции будет базироваться исключительно на принципах национальной системы государственного регулирования. Крайне неблагоприятная ситуация для экспортера оборачивается в том случае, если его страна не является членом ВТО, что влечет за собой не только возможность использования строгих мер завоза, но и дискриминационных мер – такая ситуация оценивается коэффициентом «–2». Другая ситуация – наличие торговых договоров при отсутствии/крайне ограниченных контактах между экспортерами/импортерами этих стран (коэффициент «-1»). В случае, если имеются активные торговые контакты в рамках существующих торговых соглашений, ситуация указывает на более благоприятные позиции для экспортера (коэффициент «+1»). Самая выгодная ситуация для экспортера – наличие устойчивых торговых долговременных связей между странами на основании ежегодных протоколов о внешней торговле в рамках межгосударственного осуществления торговых отношений (коэффициент «+2»).
2. Выяснение интересующих ограничений на внешнюю торговлю в стране-импортере. Самая жесткая позиция – наличие запретов (эмбарго) на поставку ряда товарной номенклатуры ВЭД на внутренний рынок страны-импортера. В противоположность этой позиции будет говорить высказывание о режиме наибольшего благоприятствования для страны-экспортера. Может иметь место и другая ситуация: отсутствие ограничений на ввоз соответствующей товарной номенклатуры – это достаточно благоприятная позиция для экспортера.
3. Уровень конкуренции на рынке предполагаемого иностранного партнера. Этот уровень оценивается по 3м показателям: сильная, средняя, слабая.
4. Требования, выдвигаемые к качеству иностранной продукции. Эти требования обычно оценивают из существующих критериев на мировом рынке, т.е. степень качественных характеристик товаров на мировом рынке берется за основу сравнения. Таким образом требования страны могут быть более высокими, чем средние, или, наоборот, ниже уровня мировых стандартов. Для экспортера является наиболее благоприятной та позиция, когда требования страны более низкие, чем мировой стандарт.
5. Условия сбыта и организационные формы продаж на рынке иностранного партнера. Такие условия рассматриваются исходя из степени монополизации иностранного рынка. Если наблюдается излишняя монополизация со стороны нескольких компаний или фирм, то такая ситуация влечет ряд негативных последствий для экспортера, поскольку ухудшает его конкурентные возможности. В случае, если на рынке страны-импортера функционирует множество фирм и компаний (особенно из сферы среднего и малого бизнеса), это позволяет рассчитывать на возможность благоприятного преодоления конкуренции при разработке соответствующей стратегических шагов поведения экспортера в противовес.