Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Особенности экономического развития Франции в послевоенный период
Застой в экономике продолжался в течение ряда лет. За три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены выросли почти на 35% (табл. 7.2.), а промышленное и сельскохозяйственное производство увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замедлился, но не прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг. франк девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказалось от проведения новых социальных реформ и перешло к политике жесткой экономии. Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино.
Пришедший впоследствии к власти блок правых и центристских партий во главе с Жаком Шираком в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. Активизировались рыночные механизмы в экономике, притом, что в стране все еще сохранился крупный государственный сектор экономики, и продолжала действовать система индикативного государственного планирования. Существовало также государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения. Это был французский вариант консервативной политики – монетаризма, «политики равенства шансов».
Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.
В области внешней политики правительство продолжало линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, особенно с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обещаниям совместной программы, Франция увеличивала свои военные расходы, продолжала совершенствовать ракетно-ядерное оружие. В условиях роста международной напряженности и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80-х гг. ухудшились и франко-советские отношения.
В 1988 г. новое правительство М. Рокара продолжало курс на «жесткую экономию». Оно отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались для финансирования пособий лицам, лишенным средств к существованию. Одновременно правительство сократило налоги на прибыль.
В 1990 г. Франция участвовала в войне в Персидском Заливе, это стало началом глубокого экономического кризиса 1990-1993 гг., самого продолжительного после Второй мировой войны, а по глубине уступающего лишь кризису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волна банкротств и массовых увольнений трудящихся. В промышленности и торговле произошло снижение цен. Компании пострадали от снижения доходов, что обернулось для них острой нехваткой собственных средств и ростом задолженности. Циклическое падение промышленного производства составило 7,1%.
В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в качестве фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным. С 1993 г. увеличился объем экспорта в страны, не входящие в Европейский Союз (ЕС). В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация у западноевропейских торговых партнеров, что позволило французским экспортерам отвоевать часть европейского рынка. И хотя французская промышленность с опозданием отреагировала на изменение условий конкуренции после девальвации фунта стерлингов, лиры и песеты в 1992 г., французские товары сохранили конкурентоспособность на европейских рынках благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному обслуживанию. Также, хотя объем промышленного производства превышал кризисный уровень, уже завершилась волна банкротств. Тем не менее, хозяйство избавлялось от последствий кризиса крайне медленно. Кратковременный, но сильный толчок к выходу экономики из кризиса дало увеличение экспорта в страны континентальной Европы (табл. 4.2.). На протяжении года оживление стимулировалось слабым повышением личного потребления и государственных заказов. В стране было характерно скачкообразное расширение внутреннего и внешнего спроса, выводящее экономику страны из кризиса и последующей депрессии, но не создающее еще устойчивую тенденцию роста.