Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Наднациональные институты и их роль в мировой экономики.
ГАТТ – многостороннее соглашение, содержащие принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран – участниц. ГАТТ являлось одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% мировой торговли. Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм:
- недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны, национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующих внутреннюю торговлю;
- режим наибольшего благоприятствования, означавший предоставление договаривающимися сторонами друг другу тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется у них любое третье государство. Этот принцип может распространятся на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов путём проведения многосторонних переговоров;
- предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;
- разрешение возникающих торговых споров путём переговоров;
- взаимность в предоставлении торгово – политических уступок.[7,с.93-94]
Важным принципом ГАТТ является неприемлемость односторонних действий. Торговые барьеры ликвидировались динамично. На первых сессиях переговоры обычно велись между основными производителями и покупателями отдельных товаров и впоследствии к достигнутым соглашениям присоединялись остальные государства.
Соглашения подготавливались на базе специальных источников таким образом, что сумма недополученных от ликвидации пошлин средств какой – либо страны оказывалась равной сумме уменьшения платежей по пошлинам, снижением на товары, экспортируемые данным государством.
Отношение стран – участниц к косвенным субсидиям заключалось в следующем. Производство зачастую субсидировалось не столько с целью расширения экспорта сколько с целью поддержания занятости в экономически отсталых районах. Разработчики кодекса по практике субсидирования не смогли найти приемлемое обобщенное определение понятия «косвенные субсидии». Кодекс допускает введение компенсационных пошлин только в том случае если импорт субсидированных товаров приводит к значительным материальным потерям в национальной промышленности.
Страны – участниц берут обязательство не применять особые стандарты по отношению к иностранным товарам, ориентировать по возможности результаты проводимых в странах испытаний на международные стандартов и о готовящихся нововведениях, отличающихся от предшествующих.
Оценивая деятельность ГАТТ, можно определить её как претворение в жизнь программы нахождения компромисса между сторонниками идеального и реального подходов к проблеме регулирования международных экономических отношений. Международная торговля развивается более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства.
Этот успех сопровождался появлением ряда новых проблем, что связано с ростом числа членов ГАТТ, расширением регулируемых вопросов. Увеличение членства ГАТТ затрудняло претворение в жизнь принципа взаимных уступок, поскольку становилось всё труднее обеспечивать равенство получаемых льгот для более чем 90 участников. Малые страны, в том числе многие развивающиеся, неоднократно обвиняли ГАТТ в ориентации на удовлетворение интересов наиболее крупных государств, а также в том, что он обеспечивает решение наиболее важных для них проблем экспорта минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.