Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Тенденции, проблемы и перспективы развития российско-украинских экономических отношений.
Среди стран СНГ Украина – потенциально наиболее важный и одновременно один из наиболее сложных для России партнеров по экономическому сотрудничеству. С того момента, как две самые крупные из экс-республик СССР начали строить свои взаимные связи в качестве суверенных государств, хозяйственная составляющая системы их двусторонних отношений выступает фокусом конфликтного столкновения национальных интересов. У всех на слуху пресловутые «торговые войны» России с Украиной, когда то с одной, то с другой стороны воздвигались барьеры на пути продвижения товаров на рынки соседнего государства.
Во многом это обусловлено общей двойственной позицией Украины относительного экономического сотрудничества с Россией. В украинском подходе сочетаются заинтересованность в сохранении нынешних объемов взаимодействия и даже в их расширении с боязнью своего «стратегического партнера», со стремлением обеспечить высокую степень экономической независимости от него (поэтому производственные формы нашего сотрудничества пока правильнее характеризовать формулой «кооперация – конкуренция», нежели как полноценное интеграционное взаимодействие, подразумевающее значительную меру согласования экономических интересов).
После распада СССР правящая элита Украины избрала внешнеэкономическую стратегию ускоренного сближения с Западом. Было заявлено о необходимости вхождения страны в евроатлантические структуры безопасности и в европейскую систему экономического сотрудничества. Реинтеграция же постсоветских государств под эгидой России, пусть даже на рыночных условиях, рассматривалась как угроза независимости, вариант «восстановления империи».
Эта стратегическая внешнеполитическая установка Киева конкретно реализовывалась по следующим направлениям.
1. Украина вышла из Договора о коллективной безопасности стран СНГ и развивает сотрудничество с НАТО по программе «Партнерство во имя мира».
2. Украина не вступила ни в одну из возникших в рамках СНГ региональных группировок с участием России. Она возглавила ГУУАМ, члены которого, мягко говоря, сдержанно относятся к многосторонней интеграции под эгидой РФ. В результате в СНГ появились два соперничающих блока.
3. Европейский выбор Украины фактически получил статус национальной идеи. С начала 1994 г. взят курс на вхождение в Евросоюз (в названном году Украина подписала двустороннее соглашение о партнерстве и сотрудничестве в ЕС, вступившее в силу позже, в марте 1998 г.).
Сотрудничество же с Россией на официальном уровне рассматривается лишь как одно из направлений внешнеэкономических связей в контексте магистрального движения Украины в Европу.
Подобный дуализм в позиции Украины по отношению к России, во-первых, не может не оказывать отрицательного влияния на двусторонние отношения и в целом на взаимное экономическое сотрудничество в рамках СНГ. Во-вторых, появляются основания усомниться в абсолютной истинности известной формулы, согласно которой «Украина и Россия просто обречены на сотрудничество». Действительно, нас многое сближает, прежде всего – сформировавшиеся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР и унаследованные от него экономические взаимосвязи. Но в условиях разновекторной геополитической ориентации последние способны порождать несовпадение и даже конфликты интересов, в частности, в сфере торговли и расчетов. Ярчайшие примеры здесь – зависимость Украины от поставок российского газа и российская зависимость от транзита через украинскую территорию энергоресурсов на Запад.