Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Тенденции, проблемы и перспективы развития российско-украинских экономических отношений.
Тем не менее нелепо, конечно, отрицать наличие объективной заинтересованности Украины в развитии торгового, производственно-технологического и инвестиционного сотрудничества с Россией. В подтверждение, можно выделить следующие области интересов, о которых идет речь.
1. Украина нуждается в больших объемах импорта российских энергоносителей по сложившимся ценам, причем желательно – с применением специальных схем расчетов (например, оплаты транзитных услуг газом и нефтью).
2. Весьма остро стоит вопрос о расширении украинского экспорта в Россию. В 2002 г. он составил около 21% общего экспорта Украины (в 1990 г. аналогичная цифра превышала 80%).
3. Украина крайне нуждается в промышленной кооперации с Россией, в том числе нацеленной на производство экспортной продукции для третьих стран. В общем объеме промышленной продукции Украины лишь 28% может быть произведено самостоятельно, без поставок из РФ и других стран СНГ.
4. Благодаря двусторонним экономическим связям с Россией Украина получает крупные доходы от предоставления транзитных услуг, особенно связанных с экспортом в Европу нефти и газа.
5. Финансовое донорство России – немаловажный фактор развития Украины.
Таким образом, объективная заинтересованность Украины в развитии хозяйственного взаимодействия с Россией налицо.
Нынешняя ситуация во взаимной торговле характерна тем, что в настоящее время, практически, исчерпаны используемые до сих пор экстенсивные источники ее дальнейшего увеличения.
Каковы же основные причины, сдерживающие развитие двусторонних торгово-экономических связей и задачи по решению этих проблем? 1. Нынешнее положение дел во взаимной торговле возникло не в истекшем году, а является закономерным отражением предыдущего периода российско-украинских отношений в экономической сфере. Более десяти предшествующих лет эти отношения развивались в русле дезинтеграции, взаимного соперничества в возведении торговых барьеров. При этом государственная поддержка интересов собственных предпринимательских кругов базировалась на том понимании, что единственным условием наращивания национального производства отдельных товаров могут служить более высокие ввозные пошлины и квоты.
Как следствие, игнорировались интересы национальных потребителей, непосредственно на себе испытавших введение тех или иных ограничений в торговле. В итоге, товаропроизводители в обеих странах во многих сегментах экономики потеряли внутренние рынки сбыта друг друга, попали (в Украине – в большей степени) в зависимость от конъюнктуры рынков третьих стран, сформировали отраслевую структуру экономики, исходя не из национальных интересов, а из интересов более искушенных в конкурентной борьбе компаний развитых стран.
Причины резкого падения (до 10,4 млрд. долл.) взаимного товарооборота в 1999 году общеизвестны. Но это падение началось еще с 1997 года, когда на деле начал реализовываться курс официального Киева на «многовекторность» внешнеэкономической деятельности. На практике это означало принятие мер, направленных на подчеркнутую ориентацию на западные рынки, создание преференциальных условий для экспортообразующих не только предприятий, но и целых украинских отраслей. При этом стали вводиться в действие меры ограничительного характера для российских товаров.