Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)
пищевой промышленности. Примерно 70 % оборота было сосредоточено на акциях
10—12 компаний. Как показывает практика развивающихся рынков, подобная
ситуация характерна для стран, на фондовых рынках которых тон задают
нерезиденты. Последние проявляют интерес преимущественно к «голубым фишкам»
— ценным бумагам высокой ликвидности.
В 1998 г. (финансовый кризис) фактически прекратилась торговля акциями
компаний второго и третьего эшелонов. В ограниченных масштабах продаются и
покупаются только «голубые фишки».
Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил
главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и
экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как
надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании
внешнего долга в 1991—1992 гг. банки резко снизили объемы своего
кредитования. Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро
возрождаться. Этому способствовало укрепление международных позиций
российских банков. Российские банки отдавали предпочтение кредитам перед
привлечением ресурсов в форме еврооблигаций, поскольку в первом случае
затраты ниже, а процедура проще. Кроме того, они получали возможность
установить деловые контакты с ведущими западными банками.
Форсированный этап интеграции России в мировой рынок капиталов,
сопровождавшийся быстрым неконтролируемым открытием внутреннего рынка для
нерезидентов, закончился финансовым кризисом, отбросившим страну назад по
многим направлениям. В определенной степени это было обусловлено глобальным
финансовым кризисом. Но основные причины — внутренние. И все же интеграция
стран с развивающимся финансовым рынком, к числу которых относится и
Россия, это объективный процесс, который, однако, как показала практика
многих стран, должен быть объектом контроля и регулирования.
ВОПРОС 58
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОВ
Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не
только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень
вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но
формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным
участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора,
донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода,
аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет
правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.
Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую
деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых,
таможенных льгот, гарантий, Государственные гарантии по краткосрочным
экспортным кредитам превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное
средство.
Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых
налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их
конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары,
пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ,
преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта,
государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов,
особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам
предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента.
Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает
процедуру получения кредитов.