Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Характеристика методов регулирования внешнеторговой деятельности в международной практике.
Отличие системы государственного регулировании внешнеэкономической деятельности в России:
Ø Экономические методы используются в значительно меньшей мере, чем система административных ограничений. Это объясняется тем, что в условия, в которых может применяться система государственного регулирования в России не сформировались (рыночное условие – наличие рыночных отношений, т.к. система государственного регулирования – это один из элементов рыночной экономики).
Ø В России регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности касается не столько импортных операций, сколько нетарифных ограничений экспорта.
Ø Инструменты и методы, которые используются в российской практике отстают от системы унификации, разработанной в международной торговле.
Ø Система льгот в сфере внешнеэкономической деятельности и регулирование ее процессов, которая создает неодинаковые условия для участников ВЭД и ставит их в неоднородные ситуации по отношению друг к другу.
Ø В России достаточно активно используется инструмент контроля, чисто административная мера. В целом превалирование нетарифных ограничений на экономическими методами, степень их изменчивости, неясный процедурный механизм, отсутствие информационной базы, слабая инфраструктура ВЭД.
Ø Слабая законодательная база, на которой базируется система государственного регулирования. Он порождает превышение административных мер, их изменчивость.
Законодательная база в отношение внешнеэкономической деятельности:
* с 1 января 2003 г. действует новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;
* важный закон - «Таможенный кодекс РФ» 2003 г. (технология осуществления таможенных процедур);
* пока действует закон 1993 г. «О таможенных тарифах»; Налоговый кодекс.
Выводы
:
В области экспортной деятельности имеют место как экономические методы (в частности, использование таможенно-тарифной системы), так и использование нетарифных ограничений. Система таможенно-тарифного регулирования экспорта имеет периодический характер, т.е. в определенные периоды экспортные тарифы были отменены, потом вновь введены. Первые экспортные тарифы появились в 1991 г. вместо действующих экспортных налогов и первый экспортный тариф охватывал ≈100% товарной номенклатуры экспорта, вывозимой за пределы России.
Товарная номенклатура экспорта и сейчас достаточно ограничена. В первом Таможенном тарифе было 32 экспортных позиции, по истечении года их число значительно уменьшилось, и до 1994 г. внешнеторговая стратегия способствовала сведению на нет экспортный тарифов. Это объясняется тем, что в 1993 г. Россия активизировала свою деятельность по вступлению в ВТО (отмена экспортных тарифов, сокращение нетарифных ограничений).
Беспрепятственный вывоз сырья – это потеря экономической безопасности государства. К 1996 г. число позиций в экспортном тарифе было снижено до 1 товарной группы – нефть и нефтепродукты. С 1 июня 1996 г. и в отношении этой группы экспортный тариф был упразднен и вместо него был введен акцизный налог.
Такая ситуация сохранялась недолго – до дефолта 1998 г. Потом был вновь введен экспортный тариф. Первоначально до середины 1999 г. он был введен по ограниченным товарным позициям (нефть, газ, цветные и черные металлы). С 1999 г. – опять стал увеличиваться до первоначальной формы.
В настоящее время в товарную номенклатуру в рамках экспортного тарифа входят: все виды топлива; металлы, отходы и лом из металлов. На некоторые виды цветных металлов применяются комбинированные пошлины (фиксированные пределы €); лесоматериалы, с/х сырье, необработанные шкуры и кожи животных. Этот тариф действует и до настоящего времени.
В составе экспортного тарифа имеют место адвалорные, комбинированные, специфические таможенные пошлины. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые установлены как специфические, дифференцируются:
o в зависимости от марки поставляемой продукции;
o в зависимости от степени очистки;
o в зависимости от уровня действующих мировых цен;
Максимальные ставки – для нефти меньшей степени очистки; минимальные ставки – для более высокой степени очистки.
По мере роста мировых цен увеличивается и размер экспортной пошлины. Перерасчет экспортной пошлины осуществляется задним числом производства с корректировкой на акцизный налог. В определенной мере в рамках таможенно-тарифной системы используются таможенные режимы, которые позволяют менять экономический статус вывозимой экспортной продукции; получать возможность освобождения от экспортных пошлин на определенную часть или получать беспошлинную стоимость.