Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Характеристика методов регулирования внешнеторговой деятельности в международной практике.
Помимо экономических инструментов используются в международной практике и административные механизмы. Это означает, что с их помощью государство-импортер влияет на степень ограничения импорта на территорию своей страны с помощью комплекса мер ограничительно-запретительного характера, который:
§ препятствует проникновению иностранных товаров;
§ защищает таким образом свой внутренний рынок;
§ усиливает конкурентные позиции своих национальных производителей;
§ обеспечивает защиту окружающей среды, национальной безопасности, здоровья нации, всех других компонентов (с точки зрения религии, морали, языка).
С помощью нетарифных ограничений государство оказывает прямое влияние на внешнеторговую деятельность. Отношение к системе нетарифных ограничений в международной практике противоречивое, поскольку нетарифные ограничения противоречат принципу либерализации внешней торговли. С начала функционирования ВТО была поставлена задача максимально упразднить меры нетарифных ограничений, оставляя в будущем возможность использования только таможенно-тарифной системы. Многие меры нетарифных ограничений представляют собой систему протекционизма, которая препятствует построению конкурентных возможностей в равной степени одинаковых для всех участников международной торговли.
Нетарифные ограничения в составе ГАТТ имеют место. Классификационные схемы, зафиксированные в ГАТТ, насчитывают более 600 конкретных видов нетарифных ограничений; все они сгруппированы по 5 группам в положениях ГАТТ, в схемах РБРР, ЮНКТАД, Международной торговой палаты.
ГАТТ указывает с 1956 г. на то, что нетарифные ограничения могут быть использованы только в крайних случаях в связи с экономической необходимостью стран, но в целом они не приветствуются. Начиная с конца 80-х гг. нетарифными ограничениями было охвачено »18% мировой торговли. Особенно велика доля применения нетарифных ограничений по конкретным товарным позициям: развитые страны в отношении импорта используют нетарифные ограничения по с/х продукции, охватывая 44% всего ввоза; в отношении черных металлов – 50%; в отношении текстиля – 25%; транспортные средства – 30%.
В целом в системе мировой торговли 17% импорта было подвержено ограничениям. Еще в большей степени их используют развивающиеся страны. (40% импорта; в продовольствии – более 50%, готовое промышленные изделия – 37%).
К отдельным позициям нетарифных ограничений существуют международные документы многостороннего характера, которые определяют правила их применения. В рамках ГАТТ также действует несколько документов:
Ø Кодекс по техническим барьерам, импортному лицензированию;
Ø Кодекс по таможенной оценке; Кодекс по правительственным закупкам;
Ø Кодекс по применению санитарных и фитосанитарных норм;
Ø Кодекс по определению страны происхождения товара;
Ø Антидемпинговое соглашение;
Ø Соглашение по текстилю и одежде.
В целом все нетарифные ограничения можно разделить на 2 направления:
1. Первое направление связано со специальными мерами, которые направлены на регулирование внешнеторговой деятельности (запреты, количественные ограничения, добровольные ограничения экспорта).
2. Второе направление объединяет нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения определенной технической политики и реализации норм здравоохранения и обеспечения финансовых и административных мер.
Побочным действием является то, что они создают препятствия для международной торговли путем сознательного использования. Когда они применяются сознательно, то это и есть протекционизм. Протекционизм – это политика государства, направленная на одностороннюю защиту от иностранных конкурентов и товаров. Также протекционизм может быть направлен на захват внешних рынков, используя эти инструменты.
Наиболее распространенные методы:
* установление минимально гарантируемых цен;
* использование прямых государственных субсидий своих производителей;
* квотирование объема ввоза;
* льготное приобретение средств производства.
[это в основном применяется к ввозу сельскохозяйственной продукции]
Производители часто объясняют применение этих мер необходимостью временной защиты новых отраслей (у нас - автомобильная продукция). Производители могут способствовать обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, если такие меры используются в отношении ВПК.