Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Выбор режима обменного курса.
Чтобы улучшить состояние платежного баланса, необходимо изменить бюджетно-налоговую политику (сократить дефицит бюджета). Если это по каким-либо причинам невозможно, то нет смысла девальвировать валюту, поскольку это приведет лишь к увеличению темпов инфляции. Девальвация будет иметь смысл лишь при одновременном сокращении государственных расходов. Точно также не даст нужного результата и одна только сдерживающая бюджетно-налоговая политика при неизменном номинальном валютном курсе. Учитывая неэластичность цен в сторону понижения, сокращение государственных расходов может привести к рецессии.
Таким образом, как показывает анализ, выбор политики валютного курса (девальвация или ревальвация) и вообще оценка того, является ли он завышенным или заниженным, зависит от конкретной ситуации. Если ставится задача достижения "реальных целей" экономического развития, то политика валютного курса может использоваться лишь в комплексе с другими мерами макроэкономического характера.
Рассмотрим теперь альтернативный подход к политике валютного курса, когда он используется как "номинальный якорь" для ограничения темпов инфляции. Это предполагает три последовательных шага. Во-первых, правительство должно взять на себя обязательства по поддержанию номинального валютного курса. Во-вторых, предполагается, что правительство скорректирует внутреннюю денежно-кредитную политику в соответствии с этими обязательствами. Поскольку часто денежно-кредитная политика в значительной степени предопределяется необходимостью финансировать дефицит бюджета, должна быть проведена корректировка и бюджетно-налоговой политики - сокращение дефицита государственного бюджета для снижения темпов роста денежной массы. Таким образом, в отличие от подхода с точки зрения "реальных целей", политика "номинального якоря" предполагает, что валютный курс определяет бюджетно-налоговую политику, а не наоборот.
Если ограничения, налагаемые на денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, достаточно эффективны, третьим шагом в проведении политики "номинального якоря" должна стать корректировка частными хозяйствующими субъектами своих установок в отношении цен и заработной платы. При достаточном доверии к обязательствам правительства это может произойти быстро и без больших потерь в совокупных объемах производства.
Рассмотрим условный пример. Предположим, что экономика первоначально характеризуется устойчиво высоким темпом инфляции и такими темпами номинального обесценения валюты, что реальный валютный курс остается неизменным. Один из способов сократить инфляцию – снизить темпы обесценения валюты. Поскольку сокращение номинальных внутренних расходов происходит с определенным временным лагом, возникает дефицит счета текущих операций вследствие роста реального валютного курса. Одновременно с сокращением чистого экспорта уменьшаются объемы совокупного производства. Последующая корректировка денежно-кредитной политики в целях уменьшения темпов роста денежной массы приводит к сокращению внутренних расходов, уменьшению спроса на импорт и восстановлению равновесия счета текущих операций. Объемы производства сокращаются еще больше. В конечном итоге частный сектор корректирую свои подходы к установлению цен и заработной платы, темпы внутренней инфляции снижаются и объемы производства начинают возрастать.