Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Выбор режима обменного курса.
Основное достоинство системы гибких валютных курсов заключается в том, что они выступают своего рода автоматическими стабилизаторами, способствующими урегулированию платежных балансов без видимых потерь официальных валютных резервов, и не требуют вмешательства центрального банка в рыночный механизм. В этом случае денежно-кредитная политика, не связанная с необходимостью урегулирования платежного баланса, может использоваться для решения внутренних экономических проблем - достижения полной занятости, ускорения экономического роста и др.
В то же время использование плавающих валютных курсов может иметь и негативные последствия. Прежде всего значительные их колебания отрицательно сказываются на международной торговле и финансах, порождая риск и неопределенность в международных экономических отношениях. Кроме того, регулирующая функция плавающих курсов может реализовываться плохо или вовсе не реализовываться в результате неблагоприятного изменения внутренних цен. Так, при дефиците платежного баланса национальная валюта должна обесцениваться, что теоретически должно стимулировать экспорт и ограничивать импорт и, следовательно, улучшать состояние торгового баланса и платежного баланса в целом. Однако обесценение валюты может приводить к повышению общего уровня внутренних цен и соответственно росту реального валютного курса. Результатом номинального обесценения валюты в этом случае становится не улучшение состояния платежного баланса, а усиление инфляции.
Поскольку и жестко фиксированный, и свободно плавающий валютный курсы имеют свои недостатки, возникает вопрос: обладают ли промежуточные режимы какими-либо преимуществами с точки зрения эффективности макроэкономической политики в условиях открытой экономики? Этот вопрос оживленно дискутируется в современной экономической науке.
Суть промежуточного режима заключается в том, что центральный банк пытается одновременно контролировать и валютный курс, и денежные агрегаты (или процентную ставку). Опыт последних десятилетий после крушения бреттонвудской системы показал, что, с одной стороны, многие развивающиеся страны и, позднее, страны с переходной экономикой избрали именно промежуточные режимы. С другой стороны, ряд из них (в том числе Россия) пережили в 90-х годах острые валютные кризисы, заставившие их пересмотреть свою политику в этой сфере.
Одно из основных сомнений относительно промежуточных режимов заключается в отсутствии у них преимуществ, которыми обладают крайние варианты. Другими словами, промежуточный режим не обеспечивает ни необходимой стабильности валютного курса, чтобы он мог выступать в качестве якоря для внутренних цен. ни достаточной свободы в управлении денежной массой. Кроме того, в условиях нестабильных экономик промежуточные режимы часто технически трудно реализуемы из-за колебаний спроса на деньги и меняющихся ожиданий. Наконец, важно подчеркнуть, что в большинстве случаев промежуточные режимы валютного курса характеризуются меньшей прозрачностью, а значит, и меньшим доверием рынка. А низкий уровень доверия к режиму валютного курса ставит под угрозу эффективность и других мер государственной макроэкономической политики.