Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Выбор режима обменного курса.
Второй подход, получивший название политики "номинального якоря", предполагает, что валютный курс используется как активный инструмент борьбы с инфляцией и играет роль ограничителя для внутренней экономической политики. С точки зрения теоретического обоснования этот подход представляет собой версию монетаризма и иногда называется международным монетаризмом. Валютный курс в этом случае используется, чтобы привязать темпы внутренней инфляции к темпам инфляции в странах-торговых партнерах (то есть воздействовать на номинальные показатели). Валютный курс определяет изменения других номинальных переменных (внутренние цены, уровень заработной платы и др.), а не изменяется вслед за ними. Помимо того, что такая политика налагает жесткие ограничения на государственную макроэкономическую политику, она посылает четкие и недвусмысленные сигналы частному сектору относительно перспектив развития инфляции. Предполагается, что хозяйствующие субъекты будут принимать адекватные решения с необходимой корректировкой своей деятельности (прежде всего в отношении будущего уровня цен и ставок заработной платы).
Чтобы оценить возможности и последствия использования политики валютного курса для достижения "реальных целей", необходимо показать, как должен изменяться уровень номинального валютного курса в ответ на изменения реальных экономических показателей. Рассмотрим ситуацию, типичную для многих стран: государство увеличивает расходы, в результате чего бюджет сводится с дефицитом, который финансируется за счет внутренних или внешних займов. Как в этом случае должен изменяться валютный курс?
Увеличение государственных расходов приведет к возрастанию совокупного спроса и соответственно совокупного дохода. Одновременно с ростом дохода увеличивается импорт, а значит, ухудшается состояние счета текущих операций платежного баланса. Если государство ставит задачу сохранить достигнутый уровень совокупного дохода и одновременно улучшить состояние счета текущих операций, то необходима номинальная девальвация валюты.
Предположим, что экономика близка к состоянию полной занятости. Увеличение государственных расходов приведет в этом случае к росту цен и соответственно повышению реального валютного курса. Состояние платежного баланса ухудшится. Чтобы избежать усиления инфляции при сохранении высокого уровня государственных расходов, неизбежной становится номинальная ревальвация валюты. Экспорт сокращается, импорт растет, и счет текущих операций сводится с еще большим отрицательным сальдо.
Из приведенного примера следует, что стимулирующая бюджетно-налоговая политика (увеличение государственных расходов) может обусловить необходимость как понижения, так и повышения валютного курса в зависимости от того, можно ли в результате такой политики ожидать роста производства, и от того, как долго возникающий дефицит по счету текущих операций может финансироваться путем внешнего заимствования или расходования резервов.
Теперь предположим, что в экономике при внутреннем равновесии (полной занятости) имеется значительный дефицит счета текущих операций. Поддержание валютного курса на заданном уровне приводит к сокращению валютных резервов, а внешнее заимствование становится все более затруднительным. Если бюджетно-налоговая политика не изменяется (сохраняется дефицит бюджета), то девальвация валюты может временно восстановить внешнее равновесие, создавая избыточный внутренний спрос. Однако вслед за этим возрастет уровень внутренних цен, реальный валютный курс повысится, и состояние платежного баланса снова ухудшится. Таким образом, при данной бюджетно-налоговой политике номинальный валютный курс не является завышенным в том смысле, что путем номинальной девальвации нельзя достичь устойчивого равновесия счета текущих операций.